План-конспект огласительных бесед

Этот план был разработан в помощь катехизаторам, начинающим свою практику в качестве оглашенных. Его можно брать целиком за основу построения беседы или частично, как отдельные ее элементы.

Автор считает, что основной целью оглашенных, проводимых по минимальным требованиям, является побуждение оглашенных к построению личных отношений с Богом и вхождению в церковную жизнь.

При разработке схемы плана учитывались основные принципы катехизации: церковность, целостность, связность, доступность и состоятельность, индивидуальность катехизации, связь с жизнью, наглядность.

Можно выделить следующие аспекты бесед, приведенных в сводном плане:

— даже с точки зрения краткости в объявлении есть три основных аспекта: догма; нравственность и аскетизм; молитва и поклонение;

— изложение подчинено логике, связности и исходит из того, что уже известно и ясно озвучено, что присутствует в вашем опыте;

— внимание слушателей обращено на то, что излагаемый материал основан на Священном Писании и Церковном Предании;

— сделана попытка изложить его на языке, доступном для вещателей;

— учитывается способность оглашенных к восприятию вероучительных знаний, в связи с чем, в частности, предлагается разобрать Символ веры не для одной, а для обеих бесед;

— предполагается личностно-ориентированная подача материала и диалог с рекламируемыми, постановка и решение проблемных задач;

– используются средства семантического отображения (примеры, изображения), а также изображения пиктограмм;

– Предлагается читать и обсуждать отдельные места Священного Писания в собственных беседах для привития умения читать Слово Божие.

При составлении общего плана автор опирался как на собственный опыт катехизической деятельности, так и на опыт других катехизаторов.

1. План бесед

Первый разговор:

молитва;

знание говорящих. Объяснение значения оглашенных как необходимых для подготовки к более правильной жизни с Богом;

определить причины, по которым люди хотят креститься или крестить своих детей. Объяснение смысла принятия Таинства Крещения, в котором человек освобождается от власти греха и получает семя благодатной жизни во Христе (цитируются слова апостола Павла о силе греха (Рим. 7, 19-23)) потребность в вере и покаянии;

рассказ о Божественном Откровении, необходимом для познания Бога и Его воли для нас; Библия; читать евангельские отрывки (притчи Спасителя о блудном сыне, заблудшей овце и потерянной монете);

говорить о вере в Бога, о том, что мы знаем о Нем: Бог есть Единосущная и Нераздельная Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Бог есть Творец и Податель свойств Бога;

человек: образ и подобие Божие; человеческая жизнь в раю; осень; жизнь и смерть; потребность в спасении;

чтение Символа веры;
о молитве;
домашнее задание: прочитать Евангелие от Марка (объявленным дается Библия); читать Символ веры и молиться Богу (Символ веры и молитвы есть в буклете); поразмышляйте о месте Бога в вашей жизни;

ответы на вопросы; молитва.

Второй разговор:

молитва;

краткое изложение основных моментов предыдущей беседы. Ответы на вопросы о Евангелии и другие темы чтение евангельских отрывков;

чтение Символа веры;

Христос, воплотившийся Сын Божий Пресвятой Богородицы, Спаситель;

Господь Иисус Христос умер за нас и воскрес из мертвых;

Он вознесся со Своим пречистым телом и как Богочеловек имеет ту же славу, что и Бог Отец, и придет в славном Втором пришествии судить живых и мертвых;

Он послал Святого Духа от Отца, который мы можем приобрести в Церкви;

дверь Церкви есть Таинство Крещения. Таинства Покаяния и Евхаристии;

ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века;

Декалог как основа христианской морали (краткий анализ);

о Крещении (объяснение обрядов, практические вопросы);

подведение итогов, краткое повторение основных тезисов бесед;

практические темы подготовки к исповедальной беседе (Таинства исповеди и причащения); ответы на вопросы;

домашнее задание: прочитать Нагорную проповедь Спасителя (Мф. 5:1–7:29), продолжить чтение Символа веры, выполнить молитвенное правило, посетить богослужение;

заключительные слова прощания и предложение форм дальнейшей евангелизации, возможности войти в жизнь этого прихода;

молитва.

2. План-конспект бесед

Первый разговор (примерный ход разговора)

1 молитва

2. Отношения с оглашенными. Объяснение смысла публичного выступления.

Привет! Меня зовут _____________, и я катехизатор Храма. Рад приветствовать вас на оглашенных, которые совершаются для того, чтобы ваше Крещение или Крещение ваших детей совершалось с необходимым осознанием смысла очередного и последующего церковного Таинства. Вы также сможете узнать о жизни Церкви и нашей церкви, прихожане которой, я надеюсь, будут обращать вас и ваших детей. Важно, чтобы вы, как родители и крестные, были примером, образцом христианской жизни для детей, воспитывали их в вере, знакомили с храмом Божиим, с таинствами Церкви. Наши разговоры могут помочь.

В советское время и два десятилетия спустя подготовка перед крещением не проводилась по разным причинам. Но несколько лет назад Иерархия Русской Православной Церкви постановила провести перед Таинством Крещения не менее двух катехизических бесед (от слова «возвещение» — устное наставление, поучение). Важно, что мы с вами приходим к таким беседам не потому, что таковы требования, а потому, что сами видим живую потребность в подготовке к такому ответственному шагу, как Крещение.

Следует отметить, что во II-IV вв н.э желающие креститься проходили 2-3-летнюю подготовку, что позволяло им креститься сильными, утвердившимися в православной христианской вере и жизни. Условием Крещения младенцев также всегда была глубокая вера, христианство и добродетель родителей и крестных. Сегодня, к сожалению, мало кто готов упорно трудиться, готовясь к принятию Таинства Крещения или Крещения младенцев, поэтому Церковь идет навстречу нашим немощам и немощам и предлагает как можно меньше подготовки. Но без него вообще нельзя обойтись, более того, это просто опасно.

Например, я скажу, что когда мы поступаем в университет или хотим водить машину, мы должны сдать экзамен, подтверждающий, что мы можем учиться в университете или водить машину. А чтобы сдать экзамен, надо сначала поучиться. Мы согласны с этим. Потому что если вы не приобретете необходимые знания, навыки, дальнейшее обучение в вузе будет практически невозможно, а нахождение в дороге будет риском для жизни. Аналогично здесь; В течение этого чрезвычайно короткого периода времени, в течение которого будут продолжаться наши встречи, мы должны подготовить себя к тому, чтобы правильно прожить остаток жизни. И я надеюсь, вы увидите и согласитесь, что то, о чем мы будем говорить, не является абстрактными выводами и безжизненными построениями, а касается каждого из нас, и не частично.

Возможно, вы уже много знаете о нашей православной вере. Так что мы, как говорится, сверим часы по этим важнейшим вопросам. Но, надеюсь, обязательно будет что-то новое и нужное, поэтому я убежден, что вы не пожалеете потраченного времени и сил.

3. Выявление причин, по которым люди хотят креститься или крестить своих детей. Объяснение смысла таинства Крещения.

Вы уже заполнили анкеты, я внимательно рассмотрю их после нашей встречи. Но чтобы уже сейчас понять, скажите, пожалуйста, кто из вас примет Таинство Крещения, кто будущие крестные и кто родители. (Ответы.)

Поговорим сначала о необходимости Крещения, которое скоро получите вы или ваши дети. Что побуждает нас креститься или крестить детей?

(Ответы могут быть разные, часто связанные со здоровьем, духовной защитой, национальной принадлежностью и т.д.)

Все, что вы сказали, важно (если не было явно неприемлемых ответов), но недостаточно. Крещение дает нечто большее. Это делает нас совершенно новыми по сравнению с теми, кем мы были раньше. Она освобождает нас от рабства, о котором мало кто из нас даже подозревает. Что это за рабство? И как это проявляется? Что вы думаете?

(Приведите к мысли о рабстве некрещеного человека греху.)

На это обратил внимание и один из передовых последователей Господа Иисуса Христа, святой апостол Павел. Он сказал замечательные слова, которые каждый из нас может, хотя бы отчасти, отнести к себе: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. А если делаю то, чего не хочу, то уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:19-20).

Ведь каждому из нас совесть, которая есть, как говорится, голос Божий в человеке, подсказывает, как жить. Но мы сами часто делаем совсем другое и чувствуем, что ни на что другое не способны. Как в материальном мире: предмет падает сам по себе, и чтобы его поднять, нужно приложить силу; так и в духовной жизни: легко сделать зло, а для добра нужны усилия, которых мы иногда не находим в себе. Возможно, кто-то возразит, что никакого большого греха он не совершал: не убивал, не воровал, не обманывал. Но даже такой порядочный человек, если честно заглянет вглубь себя, то увидит, что он находится, например, в плену эгоизма, многих пристрастий, какой-то мелочности, что ему не хватает цельности и гармонии и он живет днями напролет конец, и самостоятельно мы не можем избавиться от него полностью. И если мы не освободимся, то погибнем, потому что эта «болезнь» фатальна, она лишает нас связи и единства с Источником Жизни: Богом, и наоборот, делает нас пленниками источника зла: дьявол, сатана. Как и почему с нами произошла эта трагедия, мы расскажем сегодня позже, при этом важно видеть и осознавать его присутствие. Но как мы можем освободиться от рабства греха? Только одним путем, через Того, Кого мы истинно называем Спасителем. От рабства сатанинского, от духовной смерти нас Своей смертью и Воскресением спасает Господь Иисус Христос, Сын Божий. И именно в Крещении мы становимся участниками спасения, совершенного Господом. Мы не только освобождаемся от власти греха над нами, Однако это не происходит автоматически. Мы должны иметь веру в Бога, как сказал Сам Господь: «Кто уверует и крестится, тот спасется; а неверующий будет осужден» (Марка 16:16). Но нужно иметь правильную веру, а для этого надо уяснить для себя важнейшие понятия, лежащие в основе православного догмата. Для этого в нем есть примечание с текстом Символа веры, краткое изложение всех основных истин православной веры, которые вам важно научиться читать и понимать. Но главное — искренне постараться полностью принять эти истины. Символ веры читается по памяти крещаемым во время Таинства Крещения. Сегодня мы начнем говорить об этом подробнее а неверующий будет осужден» (Марка 16:16). Но нужно иметь правильную веру, а для этого надо уяснить для себя важнейшие понятия, лежащие в основе православного догмата. Для этого в нем есть примечание с текстом Символа веры, краткое изложение всех основных истин православной веры, которые вам важно научиться читать и понимать. Но главное — искренне постараться полностью принять эти истины. Символ веры читается по памяти крещаемым во время Таинства Крещения. Сегодня мы начнем говорить об этом подробнее краткое изложение всех основных истин православной веры, которые вам важно научиться читать и понимать. Но главное — искренне постараться полностью принять эти истины. Символ веры читается по памяти крещаемым во время Таинства Крещения. Сегодня мы начнем говорить об этом подробнее.

С которым нам нужно сравнивать и соотносить свою жизнь. Перед самим Таинством Крещения крестящийся или, если крестится младенец, их родители и восприемники должны дать крестильные обеты: навеки отречься от сатаны и служить ему через сотворение всякого зла, даже кажущегося малым, и сочетание, то есть союз навсегда их жизни со Христом. Поэтому необходимо сделать твердый и бесповоротный выбор для себя и для крещаемого в пользу служения Богу, что предполагает познание и исполнение его благой воли.

4. О Священном Писании.

А теперь важно сказать следующее. Все, о чем мы говорим и еще будем говорить, не является человеческими изобретениями. Он основан на том, что Бог открыл людям о себе, о нас с вами, о нашем мире. Согласитесь, что невозможно достаточно знать человека, если он не говорит о себе, если он не показывает себя. И если мы хотим знать о Боге и Его воле для нас, мы должны идти к тому, что называется Божественным Откровением. Одним из ее источников является Священное Писание или Библия. Перед вами лежит наш подарок вам: Библия, которую вы сохраните и обязательно прочитаете. (Краткая история о Библии, ее состав.)

В Библию входят книги, написанные святыми людьми — пророками, царями, апостолами, но писали они именно то, что им открывал Бог, поэтому Священное Писание называется Словом Божиим. Сегодня мы уже приводили из Библии слова, написанные святыми апостолами.

Чтение Священного Писания необходимо для духовных целей: «наставление в вере и склонение к добрым делам»; с верой, доверием написанному, благоговением. В своем понимании Священного Писания важно опираться на то, как его понимает Церковь, что раскрывается прежде всего через толкование библейских текстов святыми подвижниками.

Давайте откроем Святую Библию на странице. и прочитаем вместе небольшие отрывки из книг Библии, которые называются «Евангелие» («Благая весть» о спасении людей Господом Иисусом Христом).

Отрывок из «Притчи о блудном сыне» (Луки 15:11-32).

(О чем эта притча? Почему младший сын ушел и что побудило его вернуться? В чем было его покаяние? Что сделал отец? Что сделал старший сын? Можете ли вы продолжить?)

Отрывок: «Притча о потерянной овце и потерянной драхме» (Луки 15:1-10).

(О чем эти притчи? Как Бог относится к людям, которые «заблудились», которые оставили Бога или не нашли Бога? Как Бог ищет их, как это проявляется? у нас?)

Читаем отрывки из Евангелия от Луки. Я хотел бы попросить вас прочитать Евангелие от Марка, самое короткое из четырех Евангелий, в следующий раз. Вам не понадобится много времени, чтобы прочитать его, но я надеюсь, что вы найдете его полезным. Пожалуйста, пишите любые вопросы, которые у вас есть.

5. О вере в Бога. Бог и Человек. Символ веры.

Теперь, прежде чем мы перейдем к Символу веры Церкви, давайте поговорим о нашей вере в Бога и о том, что мы уже знаем о Нем.

«Без веры угодить Богу невозможно» (Евреям 11:6). Без него нет смысла креститься и крестить ребенка. Но что значит верить в Бога? Во-первых, это наше доверие, убеждение в Его существовании и правильном представлении о Нем, во-вторых, это полное доверие к Богу, к Его воле и Промыслу, то есть к благому делу Божию по отношению к нам. В-третьих, это наша верность Богу, Его заповедям.

Что мы знаем о Боге? Что он такое? Он «Что» (энергия, космос) или «Кто» (Тот, к кому мы можем обратиться лично)? Он, конечно, есть Кто, Личность, Дух, Вечный и Непреложный, Разумный, Всезнающий, Всеприсутствующий, Свободный, Святой, Праведный, Совершенный, Всесильный. Мы можем обращаться к Нему в молитве и надеяться быть услышанными. И Он говорит с нами через Свое Откровение, через обстоятельства нашей жизни. Мы имеем живое общение с Ним в Богослужениях и в Таинствах Церкви. Православие учит нас, что Бог един в трех Лицах (Лицах). Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Бог-Отец Наивен, Бог-Сын вечно рождается от Бога-Отца (необъяснимым образом); Бог Святой Дух исходит от Бога Отца. Отец, И именно из избытка любви Бог-Троица сотворил наш мир для участия в Божественной благодати, Божественной любви. И не только сотворил и ушел, но хранит, заботится и действует на него своим добрым Промыслом. Как вы думаете, как Его Промысел проявляется в мире и в нашей жизни? (Обсуждение.)

Человек призван раскрыть, осознать в себе черты образа Божия и уподобиться Богу в нравственных качествах: в милосердии, в любви к Богу и ближним, в заботе обо всем мире. Человек был сотворен совершенным, безгрешным, но ему еще предстояло духовно возрасти и уподобиться Богу. Его совершенство не было абсолютным, но предполагало возможность дальнейшего совершенствования.

Однако если человек создан таким совершенным, то откуда же тогда то рабство греху, о котором говорит апостол Павел? А откуда в мире зло, если Бог сотворил все доброе? Источником зла является злоупотребление свободой воли, данной Богом разумным существам: ангелам и людям. Что вообще такое зло? Это искажение, разрушение истинного и правильного порядка вещей, определенного Творцом. Основой этого порядка является почитание, любовь и повиновение Богу, точно так же как основа порядка в отношениях между маленькими детьми и родителями — почитание, любовь и повиновение их мудрому родительскому слову. Вы можете свободно принять или отклонить этот заказ. А зло начинается тогда, когда оно отвергается, разрывается союз доверия, верности и любви к Богу. Так было с некоторыми из ангелов, начальник которого из светлого ангела, по гордыне своей, по причине вражды против Бога, превратился в падшего темного духа, диавола, сатану; и через их злые действия то же самое сделали первые люди, Адам и Ева. Как вы, наверное, знаете, домом первого человека Адама и его жены Евы был Эдемский сад – Эдем. Нам трудно представить его жизнь. Она была другой. Но мы знаем, что у человека было все необходимое и центром его жизни был Бог, через отношения доверия и общения в любви с которым он духовно возрастал и уподоблялся Богу. Она была другой. Но мы знаем, что у человека было все необходимое и центром его жизни был Бог, через отношения доверия и общения в любви с которым он духовно возрастал и уподоблялся Богу. Она была другой. Но мы знаем, что у человека было все необходимое и центром его жизни был Бог, через отношения доверия и общения в любви с которым он духовно возрастал и уподоблялся Богу.

У человека была возможность покаяться и восстановить свои отношения с Богом, но грех уже начал производить свои разрушительные последствия; и Адам сказал Богу следующее: «Жену, которую Ты дал мне, он дал мне от дерева, и я ел» (Бытие 3:12), возложив всю вину на Бога и жену.

Именно от этих событий произошли повреждения у первых людей, затронувшие всю человеческую природу, которые достались нам, их потомкам. Видимым проявлением этого вреда является, в частности, то, что нас постоянно, как магнитом, тянет ко злу, что в каждой ситуации мы вынуждены делать трудный нравственный выбор. Именно вследствие грехопадения человека смерть вошла в мир. Те беспорядки, которые мы видим в природе и мире, также являются следствием грехопадения человека, его царя и господина.

Часто возникает вопрос, мог ли Всезнающий и Всемогущий Бог предотвратить то событие, которое мы называем Падением? Он дал человеку все возможности предотвратить это, но Бог не может заставить нас любить и слушать его.

Грехопадение первых людей пагубно сказалось на них и на всем созданном Богом материальном мире. И что дальше? Каков выход? Бог предлагает выход. Как лечить, как. Поэтому через определенное время Бог, Второе Лицо Святой Троицы, Бог-Сын, Господь Иисус Христос, становится человеком, чтобы спасти нас. Как мы уже говорили, так говорят Евангелия.

В следующий раз мы продолжим разговор об основных истинах нашей веры. Теперь давайте прочитаем сам Символ веры. Первый раз прочитаю я, а второй раз каждый из вас по отрывку. Как видите, их 12, они называются членами. (Читается Символ веры.) Пожалуйста, с сегодняшнего дня возьмите за правило ежедневно читать Символ веры.

Мы только что говорили о Боге, о вере в Него. Пожалуйста, подумайте на этой неделе, кто для вас Бог? Как вы можете встретить Бога в своей жизни? Как вы можете увидеть в нем Его действия?

6. О молитве.

Наш сегодняшний разговор постепенно подходит к концу. Я хотел бы закончить, сказав несколько слов о молитве. Мы начали наше знакомство с ней. Мы уже говорили, что молитва – это наша возможность обратиться к Богу. Как невозможны отношения между людьми без общения, так и невозможно установить отношения с Богом без личного обращения к Нему.Чем мы можем обратиться к Богу? с просьбой? Спроси почему? И что еще? Можем ли мы сказать спасибо? Так что? Можем ли мы выразить свое отношение к Нему? Как?

В его записке содержатся некоторые молитвы, с которыми Церковь обращается к Богу. Главный из них – тот, который оставил Сам Господь Иисус Христос. Это «Отче наш» или по-другому — «Отче наш» (краткое толкование молитвы «Отче наш).

Мы можем обращаться к Богу своими словами, но Церковь дает нам высокие образцы молитвы, которые важно сделать основой нашей молитвенной практики.

Наряду с чтением Символа веры важно, чтобы молитвенное обращение к Богу, пусть даже краткое, как дано в примечании, стало для нас повседневным. Таким образом будет поддерживаться наша связь со Христом. Важно освятить свой день молитвой утром, а вечером молитва становится итогом дня.

7. Ответы на вопросы.

8. Молитва.

Второй разговор (Примерное развитие разговора)

1. Молитва.

2. Повторение основных вопросов предыдущей беседы. Ответы на вопросы о Евангелии и другие темы.

3. Чтение отрывка из Евангелия от Марка.

Хорошо, что некоторые из вас смогли прочитать Евангелие. Для тех, кто еще не сделал это, я прошу вас попытаться сделать это в ближайшие несколько дней.

Сейчас мы прочитаем с вами отрывок из Евангелия от Марка.

Фрагмент: «Исцеление расслабленного в Капернауме» (Мк 2, 1-12).

(Обсуждение: Что такое чудо Божие? Почему Бог творит чудеса? Что это такое? Случаются ли они в нашей жизни? Как они проявляются? Что особенного в чуде, совершенном Господом, описанном в этом отрывке? как? Нравится ли нам расслабленный? Вера в исцеление? Чья вера привела Господа к совершению этого чуда? Какие практические выводы мы можем извлечь из этого? Как болезнь связана с грехом? Как это применимо? это к нам?)

4. Символ веры (продолжение).

Давайте еще раз прочитаем Символ веры. Как и в прошлый раз, давайте прочитаем по одному термину за раз.

Мы определились с тем, что человек своими силами не может освободиться от последствий падения. До крещения можно только верить в Бога всей душой, стараться соблюдать заповеди, но остается греховная порча, которая искажает человека и отделяет его от Господа. Человек нуждается в спасении от смерти, и спасает его воплощенный Бог, свободный от всякого греха и нечистоты. И вера в Святую Троицу, и вера в то, что Его Второе Лицо, Сын Божий, воистину принял за нас человеческое естество, составляют основу всей нашей православной веры. Когда мы делаем крестное знамение, видимое знамение, исповедание нашей веры, мы соединяем пальцы правой руки таким образом (изображено). Три соединенных перста означают веру в Святую Троицу.

Да будет мне по слову твоему» (Луки 1:38). Итак, в каждом из нас есть добрая воля, Промысел Божий, и важно его увидеть, принять и откликнуться так же, как Пресвятая Богородица.

С самого начала Своей земной жизни Господь Иисус Христос проявлял смирение. Он родился не в царском дворце, а в пещере, куда уходил скот в плохую погоду. Он сразу показал, что Его Царство не от мира сего (ср. Ин. 18:36) и что Он «пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать жизнь Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).

Чтобы исцелить смертельное повреждение всего нашего существа грехом, принявший его Господь Иисус Христос, Сам совершенно безгрешный, претерпел страдания и смерть. Уже за семь веков до Рождества Христова пророк Божий Исаия получил от Него откровение о грядущих страданиях Спасителя: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши немощи… Он был изранен за наши грехи и мучился за наши несправедливости; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились… Он мучился, но страдал добровольно и не отверзал уст Своих» (Исаия 53:4-7). Если первый человек — Адам — отверг волю Божию, то Богочеловек — Господь наш Иисус Христос — был послушен воле Божией до предела: «смирил Себя, быв послушным даже до смерти,и смерть крестная» (Флп. 2, 8). И, полностью исполнив собственные слова: «Нет теперь ничего, кроме любви.

Таким образом, Господь научил людей совершенной святой жизни, и не только научил, но и показал в Себе образец такой жизни и открыл путь к ней через Свою добровольную крестную смерть и Воскресение, освободившее нас от первородного греха, духовную смерть, и усыпить физическую смерть, после чего возможна вечная жизнь с Богом.

Господь в Своем Вознесении возвысил нашу человеческую природу до Бога, и таким образом мы, через нашу связь со Христом, обретаем такую ​​степень единства с Небесным Отцом.

Господь во второй раз придет в мир во славе, чтобы судить нас. Это будет суд любви. Если в земной жизни мы были с Богом, мы стали подобны Ему, то и в вечной жизни мы будем с Ним, а если в земной жизни мы не были с Богом, мы не творили дел любви, то ты не сможешь быть с Ним в вечной жизни, так как тьма несовместима со светом.

Господь послал нам Святого Духа и создал Церковь, в которую мы входим через Крещение. И другие Таинства Церкви необходимы нам: прежде всего Таинство Покаяния, в котором с искренним покаянием мы получаем очищение, прощение грехов, которые постоянно совершаем, снова удаляясь от Бога, и Таинство Причащение, в котором мы и телесно, и духовно ближе, тем самым соединяемся со Христом. Для христианина участие в этих Таинствах со временем становится неотъемлемой частью их духовной жизни.

Наша церковная жизнь, а через нее общение со Святым Духом, приносит драгоценные плоды, которые можно полностью приобрести только в Церкви. «Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галатам 5:22-23). Именно по благодати Божией, а не только собственными усилиями, мы способны обрести истинную, жертвенную и бескорыстную любовь; истинная радость и душевный покой, которого нам так не хватает; сила и умение переносить трудности, печали, обиды, не теряя вновь обретенного покоя в душе; божественная благость и милосердие к людям и всему миру; сильная и постоянно растущая вера; доброта, не раздражительность, смирение; сила не поддаваться греховным страстям и наклонностям.

Мы надеемся, мы сильно надеемся, что, подобно Христу, мы, после нашей смерти, как мы уже сказали, сна, воскреснем с нашими телами для вечной жизни с Богом.

5. Заповеди Божии.

Теперь вернемся к заповедям Божиим, которые уже в Ветхом Завете, через Своего пророка Моисея, Господь дал народу Израиля, а через него и всему человечеству. Есть первая десятка. Они не являются чем-то сверхъестественным, противоестественным для нас, а органическим законом нравственной и духовной жизни всех людей. Многие из вас знают эти заповеди, запомним их (см. Исх. 20,1-17):

1. Я Господь, ваш Бог; Вы не можете иметь других богов передо мной.

Господь устанавливает с нами личные отношения любви и повелевает быть Ему верными (грехи: неверие, отчаяние, оккультизм, астрология, магия, вера в приметы).

2. Не делай себе кумира или изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу, и того, что в водах, ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Бог неописуем. Вы можете представлять только воплощенного Бога, Господа Иисуса Христа. И никому нельзя служить, кроме Единого Бога (грехи: воображать Бога, фактически ставить на место Бога «кумиров»: деньги, власть, политических лидеров, спортивную команду, артистов, супруга, детей, себя и т д).

3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.

Упоминание святого имени Божия должно быть только в молитвах и благочестивых беседах (грехи: сквернословие, нецензурная брань, словоблудие).

4. Помните день субботний, чтобы святить его; работай шесть дней и делай в них все дела свои, а в день седьмой, в субботу (евр. — «отдых»), — Господу Богу твоему.

В нашей жизни важно выделять время, посвященное непосредственно Богу, молитве дома и в храме, участию в Таинствах. Храм – это дом Божий. Конечно, Бог присутствует везде и к Нему можно обратиться везде. Но именно в храме, месте, специально посвященном Богу, Его особое благодатное присутствие. В храме Он ждет, чтобы мы встретились и послужили Ему, и Он служил нам. Если мы редко посещаем храм, давайте задумаемся, почему это происходит. Можно сказать, что нам не хватает времени. Но если мы будем честны с собой, то признаем, что настоящая причина в том, что это нам ничего не стоит, не важно. Когда нам что-то нужно, мы находим для этого время и энергию. То есть, опять же, это означает, что даже Бог стоит во главе нашей жизни.Подумаем, что можно изменить в этом смысле (грехи).

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы ты был здоров и продлились дни твои на земле.

Любовь к родителям и почитание их – основа наших отношений с Богом и людьми (грехи: неуважение, отвращение, грубость по отношению к родителям, отказ от заботы о них, осуждение их; неуважительное отношение к наставникам и ко всем старшим).

6. Не убивайте.

Жизнь – это дар Божий, мы не имеем права самовольно ее отнять (грехи: вольное и невольное убийство и действия (или бездействие), приведшие к смерти, самоубийству, аборту, гневу, ненависти).

7. Вы не будете прелюбодействовать.

Любовь священна, ее нельзя предать. Необходимо соблюдение супружеской верности и чистоты, воздержание от близости до брака (грехи: прелюбодеяние, блуд, демонстрация непристойных изображений и др.).

8. Не воруй.

Мы не должны присваивать то, что не принадлежит нам по праву (грехи: воровство всякого рода).

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Отец лжи — дьявол. Нельзя быть таким, как он (грехи: ложь, клевета, сплетни).

10. Не желай дома ближнего твоего; Не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Мы призваны доверять Богу и довольствоваться своим (грехи: зависть, ропот на Бога).

Нам может показаться, что в реальной практической жизни эти заповеди или некоторые из них невыполнимы (приведите примеры). Но это не так. Если мы очень хотим, они исполнятся для нас с помощью Божией, и даже совершенно. Прошу прочитать об этом в Евангелии от Матфея нравственные наставления Господа нашего Иисуса Христа, именуемые Спасительной «Нагорной проповедью» (Мф. 5:1-7:29).

Пусть каждый из нас задумается о себе, какие из заповедей и какие вы не соблюдаете, что и как вы можете изменить в своей жизни, что для этого нужно. Все заповеди можно выразить через две главные, как говорит Спаситель: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Это первая и величайшая заповедь. Второй подобен этому: Возлюби ближнего своего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:37-40); «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; Как Я возлюбил вас, так любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь друг ко другу» (Иоанна 13:34-35). Как мы уже сказали, Господь возлюбил нас жертвенной любовью.

Отрывок: «Притча о добром самаритянине» (Луки 10:25-37).

(Что мы можем узнать из этой притчи? Как может выражаться жертвенная любовь в нашей практической жизни? К кому должны быть направлены наша любовь и милосердие? И если тот, кто в них нуждается, наш злодей или даже наш враг)).

Господь сказал: «Кто хочет идти за Мною, должен отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Мною. Потому что кто хочет спасти свою душу, тот ее потеряет, а кто потеряет свою душу из-за Меня и Евангелия, тот ее спасет. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а душу свою погубить).

6. О Крещении.

Как мы уже говорили, Таинство Крещения есть дверь в Святую Церковь, духовное рождение верующего в Бога человека к новой благодатной жизни со Христом.

Таинство Крещения совершается один раз в жизни и не может быть повторено ни при каких обстоятельствах (по аналогии с физическим рождением).

Крестные (крестные)

В Таинстве Крещения восприемник приносит от имени ребенка, еще не способного к выражению своей воли, крестильные обеты, принимает ребенка из купели и дает обещание Богу молиться за него и содействовать воспитанию в христианской вере.

Таким образом, вместе с родителями он несет ответственность за духовное развитие своего крестника или крестницы.

На самом деле, мальчику нужен только крестный отец, а девочке — только крестная мать. Но по старой русской традиции, как правило, приглашаются оба.

Основные требования к приемникам:

— любовь к ребенку и желание помочь ему возрастать в вере и православном благочестии;

— высокая нравственность и церковь (опыт регулярной церковной жизни), ведь только такой человек может стать хорошим наставником.

Кто может присутствовать на Крещении

Правила Церкви не ограничивают присутствие родственников или близких людей во время совершения Таинства Крещения. Однако до сорокового дня после родов правила предписывают матери не входить в храм. На сороковой день над ней читают специальные молитвы, и она может снова участвовать в Таинствах и присутствовать при Крещении ребенка.

Для крещения вам понадобится следующее:

— новая белая (крестильная) рубашка для младенцев или белая рубашка для новокрещенного взрослого;

— нательный крест (крест, не купленный в церкви, необходимо отдать священнику для освящения);

— полотенце.

Перед входом в храм необходимо выключить звук мобильного телефона.

(Другие практические и технические вопросы, связанные с предстоящим Таинством Крещения.)

Номинал

В начале чина Крещения священник называет имя человека, которого он собирается крестить, с которым он будет участвовать в Таинствах Церкви.

По церковной традиции имя христианина именуется в честь угодников Божиих, почитаемых Русской Православной Церковью. Как правило, под одним именем прославляются несколько святых. По этой причине имя обычно называют в честь святого, память которого ближе к дате рождения крещаемого или дате совершения Таинства Крещения, хотя иногда и не связана с этими датами. Имя может незначительно отличаться от имени, данного при рождении. Оксана становится Ксенией, Юрий или Егор — Георгием, Артем — Артемием и т д., предварительно у родителей малыша или у крестящегося, если он достиг совершеннолетия. Например, Карину принято крестить именем Екатерины или Ирины, Станислава именем Вячеслава и т д

Но если при рождении человек получил христианское имя, то менять его при Крещении не принято. В большинстве случаев такое стремление обусловлено скрытым и суеверным стремлением защитить крещаемого «от сглаза», что несовместимо с православным пониманием крещения. Ведь благодать Божия спасает человека, а не факт смены имени.

Отрекись от сатаны

Прочитав запрещающие молитвы, священник предлагает крещаемым и восприемникам повернуться лицом к западу (духовный символ власти тьмы) для отречения от дьявола и всего, что с ним связано (в том числе от греховной жизни, магии, обращения к » бабушки», целители и экстрасенсы). В это время крестящийся (если это младенец, то его крестные) в ответ на вопросы священника произносит по-церковнославянски отречение от дьявола, сначала трижды в форме настоящего времени («Я отрицать»), а затем, как свершившийся факт, в форме прошедшего времени («смирился»).

После призыва священника дуть и плевать на дьявола («дуть и плевать»), крестящийся (или получатель младенца) должен трижды дунуть и плюнуть на запад. Это действие есть знак презрения к сатане, внешнее выражение полного разрыва со злом.

Сочетание со Христом

Также крестящийся или крестящиеся обращены лицом на восток (символ света, приходящего в мир), а также трижды в настоящем и прошедшем времени утверждают соединение (связь) со Христом («соединяю», «комбино») раз провозглашают признание Христа Царем и Богом.Отныне жизнь крещеного (и взрослого, и ребенка) принадлежит и должна быть посвящена не ему самому, а Христу.

Чтение веры

Затем следует исповедание православной веры, чтение Символа веры, которое мы рассмотрели. Текст Символа веры содержится в Православном Молитвеннике и в настоящем меморандуме.

После призыва священника «и поклонись ему» (т е. Богу) крестящийся взрослый или получатели кланяются алтарю (лицом на восток).

В конце Чина Возвещения провозглашением «Благословенно Царствие…» начинается само Таинство Крещения.

В это время священник помазывает крещаемых освященным маслом. В этот момент ребенок должен быть полностью свободен от одежды и полотенца.

Священник помазывает лицо, уши крещаемого, верхнюю часть груди, руки и ноги.

Далее следует Крещение, тройное окунание в освященную Святым Духом воду с призыванием имени Святой Троицы.

После его совершения необходимо обтереть голову и тело крещаемого полотенцем, после чего священник надевает нательный крест и крестильную рубаху. Это означает, что человек возвращается к целостности и невинности, которыми он обладал до грехопадения, восстанавливая свою истинную природу, искаженную первородным грехом.

Таинство Миропомазания

Святая мирра (греч. — «благоухающее масло») — особая смесь растительных масел, душистых трав и ароматических смол. Священник при каждом помазании Миром произносит: «Печать Дара Святого Духа», на что восприемники или крещаемый отвечают «Аминь» (то есть «истинно»).

В таинстве миропомазания Отец Небесный дарует крещеному благодать Святого Духа.

Далее восприемники с младенцем совершают крестный ход вокруг купели, следуя за священником против движения солнца, как бы направляясь ко Христу, называемому Солнцем Истины.

В это время мы слышим слова апостола Павла из его Послания к Галатам (3:27): «Вы, во Христа крестившиеся, все во Христа облеклись». Далее читается отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам (Рм 6,3-11), раскрывающий смысл Крещения как погребения в воде «ветхого человека» (смерть греху) и воскресения со Христом к новой и вечной жизни, посвященной Богу (прочитайте отрывок).

После чтения Апостола священник благословляет собравшихся и читает отрывок из Евангелия от Матфея (Мф 28, 16-20) о том, как Воскресший Христос дал заповедь апостолам нести весть о Себе всем народам, крестить тех, кто уверовал во имя Троицы и учит их духовно (читается отрывок).

После этого священник молится за принявшего Крещение, омывает его части тела, намазанные святым миром, совершает символический постриг крещаемого. Это значит отсечение греховной воли и принятие воли Божией, готовность служить Богу.

Далее священник читает молитву за восприемников и принявшего Крещение.

Последний чин Ордена Крещения есть Церковь (то есть первые шаги в жизни церкви). В это время младенца передают на руки священнику, после чего он читает церковную молитву.

В то же время младенца мужского пола или взрослого мужчину приводят к алтарю для поклонения Богу перед святым престолом (потому что мужчины могут служить Богу у алтаря). Отец или восприемник, участвующие в церковном воспитании младенца, не входя в алтарь, должны дождаться священника перед царскими вратами, взять младенца на руки и возвратиться на место, где находятся восприемники.

Чин Крещения завершается молитвой, в которой священник просит Бога спасти всех присутствующих по молитвам Богородицы, а также по молитвам небесных покровителей храма, в котором произошло крещение лицо, получившее.

Таинство Крещения было совершено. Но это только открытая возможность обрести спасение. И если за ним не следует обновление всей жизни, духовное возрождение, решительное отвержение дел «ветхого человека» (т е греха), то само по себе оно не приносит спасения.

7. Подведение итогов, краткое повторение основных моментов двух бесед.

8. Практические вопросы подготовки к конфессиональному коллоквиуму (Таинства исповеди и причащения).

(Обозначить в общих чертах, что следует обсуждать в исповедальной беседе и исповеди, как готовиться ко Святому Причащению (пост, молитва, примирение с ближними.)

9. Ответы на вопросы.

10. Заключительные слова прощания и предложение путей для большего количества церкви, возможности войти в жизнь этого прихода.

В заключение хотелось бы надеяться, что то, о чем мы говорили, будет вам близко и станет руководством к действию. Приглашаю всех на двухмесячный краткий курс практической церкви, где мы сможем более подробно поговорить и о нашей вере, и о поклонении и Таинствах, и о молитве, посте, правилах поведения в храме, об иконах и другие важные практические аспекты. Мы постараемся ответить на любые ваши вопросы. Надеюсь, что участие в церковных службах, таинствах покаяния и причащения, молитвы станут для вас живой и насущной потребностью и действием. Также важно, чтобы родители и крестные как можно чаще причащали своих детей. (Рассказать о практических возможностях вхождения в жизнь этого прихода.)

Желаю всем помощи Божией! Да хранит тебя Господь, Его Пречистая Матерь и все святые!

11. Молитва.

Источник: primeta24.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ESSEN
Добавить комментарий