Святитель Григорий Палама

Святитель Григорий Палама происходил из известного аристократического рода (в конце XII века предки святителя переселились в Константинополь с территории Малой Азии). Примерная дата его рождения – 1296 год.

Отец Григория, Константин Палама, влиятельный сенатор, принадлежал к знати, близкой к императорскому двору. На смертном одре, раскаявшись в своих грехах, он принял монашеский постриг. После его смерти в 1301 году правящий император Андроник II взял его сына Григория Паламу под свою личную опеку и покровительство.

В тот период времени между осиротевшим Григорием и Андроником III, будущим императором, завязались дружеские отношения, насколько позволяли правила субординации. Впоследствии Андроник неоднократно оказывал ему помощь и содействие.

В соответствии с социальным статусом Григорий получил прекрасное образование. Получив возможность учиться в Императорском университете, он освоил такие дисциплины, как грамматика, риторика, физика и логика. Учитывая положение Григория в обществе, перед ним могла открыться завидная карьера, но светскому благополучию он предпочел духовную жизнь.

Когда именно он серьезно задумался о монашестве, сказать трудно. Известно только, что во время учебы он имел общение с монахами Святой Горы. Это общение повлияло на него самым положительным образом: он изменил свое отношение к жизни, перестроил модель поведения.

Ангельский образ

По разным оценкам, в возрасте 18-20 лет Григорий, решив отбросить светские соблазны и связать свою жизнь с подвигом, отправился на Афон.

В то же время он отказался от имущества, унаследованного от отца, и уговорил мать и других членов семьи, а также некоторых слуг отказаться от бессмысленной суеты, отречься от благ мира сего и поступить в монастыри Константинополя.

Император посмотрел на план Григория без особой радости и сочувствия. То ли потому, что он не вполне осознавал серьезность своих намерений, то ли потому, что не хотел терять верного и многообещающего подданного, он не хотел отпускать Григория. Но он был настойчив и в конце концов добился своего.

По пути на Афон, куда Григорий отправился с двумя своими братьями, Феодосием и Макарием, все трое остановились у горы Папикона. По промыслу Божию они провели в тех местах несколько месяцев. Существует предание, что, когда Григорий затеял спор с местными богомилами (по поводу молитвы), его чуть не отравили.

Достигнув, наконец, Афона, Григорий попал под духовное руководство мудрого и опытного подвижника, преподобного Никодима Ватопедского. После двухлетнего испытания послушанием, монашескими трудностями и искушениями он принял монашеский постриг.

После блаженной кончины своего наставника, преподобного Никодима, Григорий по благословению настоятелей вошел в Лавру святого Афанасия. Настоятель монастыря поручил его певчим. В этой Лавре в посте, послушании и молитве он подвизался три года, а затем, руководствуясь лучшими соображениями, удалился в пустынь Глоссию для подвижников. Здесь его духовным наставником был знаменитый угодник Божий Григорий Дримис.

Спустя пару лет (около 1325 г.), чтобы избежать последствий турецкого разбоя, Григорий вместе с одиннадцатью другими монахами переселился в Фессалонику. Оттуда братья планировали перебраться в Иерусалим. Но в дело вмешался Господь: друзей удержало на месте явление покровителя Фессалоники, великомученика Димитрия.

Священническое служение

Оставшись на своем месте, Григорий, на радость братии, получил возведен в сан священника.

Около 1326 года он удалился на гору недалеко от Веррии. Там он жил жизнью подвижника, занятого молитвой, посвященного труду, бдению и посту; по субботам и воскресеньям он выходил к местным отшельникам.

Смерть матери побудила Григория нарушить затворничество. В 1331 году он уехал в Константинополь. Приехав в столицу, встретившись с сестрами-монашками, он имел с ними серьезный разговор, а затем, ко всеобщему удовольствию, взял их с собой в Веррию. Через некоторое время старшая из сестер, Эпихарида, умерла.

Вероятно, еще до отъезда в византийскую столицу отец Григорий познакомился с Акиндиным, учителем грамматики. Есть основания полагать, что некоторое время отец Григорий был его наставником и что именно он помог ему принять решение в пользу монашества.

В 1331 году Григорий Палама вернулся на Святую Гору и поселился в Савской пустыне. В этот период он посвятил себя писательству.

Есть сведения, что некоторое время отец Григорий исполнял обязанности игумена в монастыре Есфигмена.

Споры о божественном свете

Во второй половине 30-х годов XIV века Православная Церковь столкнулась с еще одним лжеучением. Его авторство принадлежало Варлааму Калабрийскому. Непосредственной причиной, побудившей его образовать ересь, были его беседы с монахами-исихастами Фессалоники, которые свидетельствовали, что во время глубокой и сосредоточенной молитвы можно созерцать божественный свет.

Варлаам, никогда не переживавший ничего подобного (что вполне соответствовало его духовному возрасту), отнесся к этим свидетельствам с подозрением и даже с насмешкой. Он обвинил монахов в ереси мессалианства, не понимая, что вторгся в самую ценную часть их аскетического опыта: опыт встречи и общения с Богом (сторонники мессалианства также видели видения, но не Божественного, а демоническая природа).

Не ограничиваясь критикой монахов, Варлаам стал критиковать некоторые святоотеческие писания. Горячие споры дошли до Патриарха, и он, во избежание нарушения порядка церкви, приказал Варлааму не беспокоить монахов своими «доносами».

В 1337 году Григорий Палама, прибывший в Фессалонику, пытался в личном общении образумить Варлаама, побудить его отречься от богохульства. Но Варлаам и не думал отказываться. Наоборот, он стал излагать свои мысли в письменных трактатах, желая посвятить их как можно большему количеству людей.

Результатом развития этого лжеучения явилось отрицание того неоспоримого факта, что в Боге различаются сущность и энергии. Так как божественная сущность невидима, и никакая тварь не может соединиться с Богом по существу, то до сих пор, по мнению еретиков, получалось, что Бога нельзя созерцать ни в свете, ни каким-либо иным образом, и соединение с Ним невозможно. И это при том, что единение с Богом в Царствии Небесном есть главный предмет христианской надежды.

Не желая мириться с таким положением вещей, отец Григорий написал ряд ответных сочинений против учения Варлаама. В этих работах он демонстрировал исправление созерцателей божественного света и разоблачал еретиков.

В 1341 году по этому поводу в Константинополе состоялся собор. Григорий Палама, присутствовавший на Соборе, раскрыл и обосновал свою точку зрения. Его учение было признано истинным, а учение Варлаама осуждено (хотя сам он не был предан анафеме).

Вскоре в Константинополе состоялось еще одно заседание Собора, на котором присутствовал Григорий Акиндин. Сначала он участвовал в жарких спорах в качестве примирителя, но позже встал на сторону Варлаама. В Совете он был в качестве ответчика. Несмотря на его сопротивление и заявление о злоупотреблении совестью, он был осужден.

После этих событий отец Грегорио некоторое время оставался в столице. Это было связано с трудностями, возникшими в области государственного управления после смерти Андроника III. Помимо сановников, в эту ситуацию были вовлечены представители высшего духовенства, в том числе патриарх Иоанн Калек.

Участие в происходящем не соответствовало монашеским устремлениям Григория Паламы. В конце года он отказался от этих политических событий и удалился в монастырь Сан-Мигель-де-Состения.

Патриарх, расстроенный нежеланием Григория поддержать его политические амбиции, начал выступать против «обидчика». Словно в отместку, он изменил свое отношение к Акиндину и дал ему возможность распространять осужденное на Соборе учение.

В 1342 году Иоанн Увечный созвал Синод против святителя Григория. Серьезных последствий эта встреча не имела, однако тучи сгущались. Через несколько месяцев Григорий Палама был доставлен в Константинополь, где содержался в монастыре. Заключение длилось недолго, и вскоре жертву перевели в другой монастырь.

Спустя некоторое время Григорий оставил монастырь. Придя в храм Святой Софии, он использовал его как более или менее убежище, оставаясь там вместе со своими учениками в течение двух месяцев. Затем Патриарх, однако, вынудил Григория покинуть храм, после чего тот был заключен в дворцовую темницу.

В 1344 году созванный Патриархом Синод постановил отлучить святителя Григория от Церкви. Это определение было подтверждено руководителями Поместных Церквей Иерусалимской и Антиохийской.

В том же году, несмотря на осуждение Акиндина (в 1341 г.), Патриарх, к удивлению многих, рукоположил его в сан диакона, а позднее возвел в сан священника. Воодушевленный высокой поддержкой и иерархическим чином, Акиндин с еще большим ожесточением стал противодействовать Григорию Паламе в борьбе с ересью.

Вскоре патриарх попал под опалу императорского двора, и ему напомнили о рукоположении еретика. В 1347 г состоялся Собор, низложивший его с патриаршего престола. Собор снял обвинения с Григория Паламы и осудил его идейных противников. Вскоре решение о осуждении Акиндина было подкреплено авторитетом императорской власти.

Избранный на патриарший престол, Исидор рукоположил нескольких епископов из числа сторонников Григория Паламы, а сам был возведен на митрополичью кафедру Фессалоники.

Деятельность духовенства

Святитель Григорий прибыл в Фессалонику только через несколько лет, после подавления вспыхнувших там мятежей и восстановления должного административного порядка.

Тем временем в высших кругах духовенства зрело недовольство назначением Исидоро на патриаршее место и реабилитацией Грегорио Паламы. Обвинения снова стали сыпаться на святого.

Из-за избыточной осторожности противники дистанцировались от Акиндина, но не отказались от своих заблуждений. Снова разгорелся спор. На этот раз роль главного полемиста со стороны противников Григория Паламы выпала Никифору Григорию. Он составил довольно резкое сочинение против святого, но святой умно изложил свои доводы.

В 1351 году был созван очередной Собор, подтвердивший православие Григория Паламы. Итогом работы Собора стало окончательное утверждение догматического учения о различии сущности и энергий Божиих, о нетварном происхождении Божественного света.

Осенью того же года на его кафедру вышел Григорий Палама, но правил он недолго. Способствуя разрешению разгоревшейся внутриполитической борьбы, он уехал в Константинополь. По дороге он и его спутники попали в плен к туркам. Он оставался в плену несколько месяцев (по некоторым данным, около года), пока не был отпущен за выкуп.

В период с 1355 по 1357 год святитель Григорий занимался делами вверенной ему епархии. Сообщается, что по ее молитвам Бог совершал исцеления.

Блаженная кончина святителя произошла 14 ноября 1357 года (по другим источникам 1359 года), когда ему было 63 года. Его прославление произошло в 1368 году, менее чем через десять лет после его смерти.

Творческое наследие

Святитель Григорий оставил огромное наследие в назидание верующим. Его по праву считают теологом нежити света. Между тем палитра его произведений гораздо обширнее. Их традиционно делят на следующие группы.

Догматически-спорные: Святогорские фолианты в защиту священного безмолвия, Трактат [О] том, что истинно нечестивые и нечестивые Варлаам и Акиндин делят Единое Божество на два неравных Божества, Триады в защиту священного безмолвия, О божественных энергиях и их причащении, О соединении и Божественное разделение, Исповедание православной веры, Беседа православного с варлаамитом, Антиретики против Акиндина, Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естествознания, богословия и нравов, Беседа православного Феофана с Феотимом, вернувшимся от варлаамитов, На Причастие Божественное и обожествляющее, или о Божественной и сверхъестественной простоте, Спор с хионами, Омилией и др.

Нравственные и аскетические: Разъяснение десяти заповедей, О том, чтобы все христиане вообще молились непрестанно, Ксения о страстях и добродетелях, Декалог о христианском законе, Слово о житии св. Петра Афонского, Ответ Павлу Асену и др.

Письма: Письмо в свою Церковь, Письмо к Акиндину, присланное из Фессалоники перед соборным осуждением Варлаама и Акиндина и др.

Молитва: Молитва Пресвятой Богородице.

Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, глас 8

Православия светило, / утверждение Церкви и учитель, иноков благость, / богословов неудержимый поборник, Григорий чудотворец, / похвала Фессалоникийская, проповедник благодати, // молись о душах наших, да спасешь тебя.

Иоанн Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, глас 8

Наставник православный, украшение святителя, / Непобедимый поборник богослов, Григорий чудотворец, / Великая хвала Фессалонике, проповеднику благодати, / Моли Христа Бога о спасении наших душ.

Молитва

О блаженная и честная глава воистину и возвеличенная, безмолвие силы, иноческая слава, общие богословы и сбруя отцов и учителей, сподвижников апостолов, исповедников и мучеников, бескровный фанатик и увенчатель слов и дел и поборник и воевода благочестия, вознесенный догматов Божества высокий истолкователь и учитель, прелести различных ересей потребителю, всей Церкви Христовой, заступнице, и хранительнице, и избавительнице! Ты покаялся Христу, и ныне смотришь свысока на свою паству и на всю Церковь, исцеляя различные болезни и управляя всеми своими словами, и ереси изгоняя, и различные страсти освобождая. Прими молитву нашу и избавь нас от страстей и искушений, и забот и бед, и я ослаблю Тебя и дарую нам мир и благополучие, Христе Иисусе, Господи наш.

Источник: primeta24.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ESSEN
Добавить комментарий